Академик Квинт - пророк в своем отечестве


Академик Квинт -- пророк в своём Отечестве


Чем отличается Генплан от Эко-мастерплана территории? Более тесной увязкой архитектурных решений с экономикой и экологией данной территории. А стратегия от добрых пожеланий другу? Серьёзным ресурсным обеспечением. И, наконец, чем отличается учебник по экономике, выпущенный в Нью-Йорке, от учебников, вышедших в разное время в Москве, Самаре, Хабаровске? Широтой взглядов Владимира Квинта, который живёт и работает на двух континентах.

Он - россиянин, который научился не только говорить, но и мыслить на западный манер. Мой собеседник вобрал в себя всю глубину и фундаментальность знаний, полученных в России, и усвоил опыт международного менеджмента качества, приобретённый за океаном. И долгие годы был одержим идеей синергию этого интеллектуального багажа использовать во благо родного Отечества.

«Глобальный формирующийся рынок» (The Global Emerging Market) - название учебника Владимира Квинта. Первое издание книги вышло в США. Второе - лондонское в Англии, готовятся в Южной Корее, Италии. По нему учат студентов МГУ имени М. В. Ломоносова (где академик Квинт заведует кафедрой стратегии), хотя учебник не имеет русского перевода. На его написание у Владимира Львовича ушло 18 месяцев. И вся жизнь. Мне посчастливилось присутствовать в Москве - в МГУ - на презентации его книги в 2009 году. В числе гостей были не только учёные с мировыми именами, но и видные политические деятели, представители международного бизнеса, работники консульств и посольств, ученики и коллеги Квинта.

Владимир Львович как-то заметил, что учёный, читающий лекции в университете, может передать свои знания сотням учеников. Экономист, умеющий просто излагать свои мысли, может передать их миллионам. В советских журналах экономисты излагали простейшие вопросы таким сложным языком, что докопаться до сути могли только самые пытливые. Владимир Квинт был из таких. И все рациональные зёрнышки, что находил в трудах у Леонида Абалкина, Абела Аганбегяна и Александра Гранберга, тщательно фиксировал в блокнот. Однако главным русским проводником знаний он называет в своих монографиях, как ни странно, Никиту Хрущёва. Ведь именно в короткий, но замечательный период «оттепели» в России были опубликованы переводы книг крупнейших западных экономистов и стратегов.

С карандашом в руках, анализируя каждую фразу, он прочитал Пола Самуэльсона «Основы экономического анализа». Тогда за свои работы Пол Самуэльсон был удостоен Нобелевской премии. Другой нобелевский лауреат - Василий Леонтьев, с кем Владимиру Квинту посчастливилось последние пять лет жизни Леонтьева работать в Нью-Йоркском университете.

Сегодня академик Квинт - всемирно известный эксперт по глобальному формирующемуся рынку. Свой первый гонорар как экономический консультант он получил в корпорации «Дженерал Электрик». Говорят, за консалтинговый договор с «Дженерал Электрик» большинство американских экономистов готовы отдать правую руку. Позже он консультировал такие международные гиганты, как Cable and Wireless, Timeсs, Metromedia.

Он выиграл конкурс на замещение должности профессора в Высшую школу бизнеса Фордхэмского университета и в Бэбсон-колледж - ведущее учебное заведение мира в сфере предпринимательства. Должность профессора систем управления и международного бизнеса в университете в Нью-Йорке Владимир Львович занимал четырнадцать с половиной лет.

Каждая лекция в новой стране, с непривычной для русского учёного аудиторией, требовала огромной подготовки, которая осложнялась его слабым в то время знанием английского языка. Мама успокаивала, говорила, что дважды два в любой стране будет четыре. И это для экономиста - главное.

Через год эта проблема ушла в прошлое, и ещё через год Квинту сделала предложение самая крупная в мире в то время консалтинговая и аудиторская фирма «Артур Андерсен» - стать её старшим консультантом, а затем директором по возникающим рынкам.

Работая в Австрии, Владимир Львович столкнулся с проблемой выбора термина для рынков нового экономического развития стран с повышенными деловыми рисками. Пытался использовать терминологию, которая звучала в его работах, связанных с экономическим развитием Сибири и северных районов, но большинство стран с новыми экономическими возможностями были давно освоенными территориями. В результате у Квинта появился термин, который поначалу воспринимался негативно. Владимира Львовича обвиняли в незнании английского языка, что якобы являлось причиной его желания внедрить новый термин. Закончилось это противостояние международным признанием. Термин прочно вошёл в экономическую науку, а работа в «Артур Андерсен» позволила русскому учёному изучить экономику таких стран, как Бразилия, Греция, Китай, Тайвань. Он работал над проектами также в Мексике, Канаде, разрабатывал стратегию для правительств Барбадоса, Болгарии и выполнял анализ деятельности многонациональных институтов для Бреттон-Вудского комитета, основной задачей которого является мониторинг деятельности Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации и региональных банков развития.

В 2001 году Государственный департамент США совместно с Комитетом имени сенатора Фулбрайта присвоил Квинту свою ежегодную премию по экономике. Большую часть того года Владимир Львович провёл в Албании, совмещая консультирование в этой стране с разработкой экономической программы для царя Болгарии Симеона Второго. Её основным направлением стали вопросы борьбы с бедностью и коррупцией.

Стратегическое консультирование Владимиром Квинтом глав государств и правительств Тайваня, Румынии, Украины, Республики Бангладеш выявило проблему формирования стратегии. Большинство написанных в то время учебников стратегии были написаны либо преподавателями, не имеющими опыта разработки стратегии, либо практиками, описывающими стратегию как ремесло. Между тем Владимиру Квинту было ясно требование объединения усилий учёных-экономистов, эконом-математиков, специалистов по системному анализу. Необходима была также разработка философских и политэкономических основ стратегии. Всё это привело Владимира Квинта к решению написать теоретическую работу о стратегическом управлении и экономике. Шёл 2004 год.
XXI век привнёс много «модных» слов. Очень часто всё, что трудно объяснить, стали называть просто стратегией.

- Стратегия - это мудрость, умноженная на точно выбранный вектор атаки, но с пониманием реальной ресурсной ограниченности, - утверждает Владимир Львович.
Стратег действует в уникальной точке, где прошлое соединяется с будущим. У стратега нет настоящего. Настоящее для него - всегда прошедший день. Когда большинство не согласно с выводами стратега, скорее всего он нашёл эффективное решение.

- За последние десять лет много больше можно было изменить в России, - считает наш земляк. - Хотя импотенция государства по отношению к финансовым процессам внутри страны была в значительной степени излечима, но возникла другая - глобальная болезнь - кризис. Вместо регулирующей роли государство настолько усилило свою хирургическую интервенцию в экономику, что его скальпеля стали бояться и законопослушные участники рынка.

- А возможно ли осуществление перехода к инновационной экономике в России до 2020 года? - спрашиваю у собеседника.

- Чтобы его добиться, нужно было ещё пару лет назад увеличить инвестиции в российские университеты и лаборатории. Представляете, что те, кто, к примеру, в прошлом году пришёл учиться в высшую школу, окончат двухступенчатое образование через 6 лет. Ещё 3 года им потребуется на обретение опыта. Таким образом, на осуществление инновационного прорыва остаётся 2-3 года. Революцию за это время сделать нереально.

Россия не задействует мощный ресурс международных экономических организаций, что может привести к упущению даже нынешних позиций. Долгосрочная стратегия развития страны, по мнению Владимира Квинта, странным образом оказалась не согласована с аналогичными долгосрочными программами других стран. Создаётся впечатление, будто только Россия будет двигаться вперёд. А её конкуренты замрут в нынешних позициях.

Разработка Стратегии-2020 в России началась в 2006 году, а в той же Малайзии, по свидетельству Владимира Львовича, Стратегия-2020 прорабатывалась с его участием уже в 1990 году. Больше горизонт! И более детальная проработка структурных планировочных решений. В СССР к таким проработкам подходили очень серьёзно. Стоит напомнить о первой российской экономической экспедиции вдоль Северного морского пути, которую возглавил и успешно осуществил Владимир Квинт.

Учёные подкрепляли и выверяли статистику встречами с региональным и районным руководством, руководителями предприятий и коллективами. Они начинались в кабинетах и заканчивались в цехах. Выявлялось реальное положение дел, действительные цифры, проблемы, намечались перспективы... Однако дезинтеграционные процессы, начавшиеся в СССР, не позволили в значительной степени использовать результаты этой уникальной экономической экспедиции, но её выводы могут быть востребованы с успехом и в XXI веке. Кстати, тема докторской диссертации Владимира Квинта - «Региональное управление научно-техническим развитием единого народно-хозяйственного комплекса». В основу положен в том числе и анализ производительных сил Красноярского края.

- Владимир Львович, Вы выявили глобальные закономерности «регионализации» и «технологизации» в нашей стране и за рубежом ещё в 1970-х, а что скажете о сегодняшней модернизации? - спрашиваю у красноярского экономиста.

- Слово «модернизация» - скорее анахронизм. Ещё в 1970-х всё было про «модернизацию». В те годы руководителями Красноярского крайкома партии были Павел Стефанович Федирко и Леонид Георгиевич Сизов. Они предложили мне возглавить работу по подготовке программы научно-технического развития края. Если перевести: «заняться модернизацией». Отличие модернизации в России и в других странах в том, что в нашей стране модернизация вызвана не внутренней потребностью, а внешними факторами. В экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка на определённом направлении.

Стратегию научно-технического развития Владимир Квинт связывал не только с охраной окружающей среды, но прежде всего с «экологией человека». Сам термин по тем временам воспринимался неоднозначно, но изданная в 1986 г. его монография была закуплена в 27 странах мира.

Вот и в Красноярске появился институт Экономики, управления и природопользования, как отметил Владимир Квинт, однако для комплексного и грамотного развития территории не хватает третьей неотложной составляющей этой формулы - архитектуры.

Международная архитектурная и планировочная компания RMJM (РМДжМ) - Россия, СНГ и Восточная Европа, председателем совета директоров которой является Владимир Львович, создаёт инновационные проекты, не нарушая гармонии сложившейся градостроительной среды на проектируемой территории, в соответствии с международными нормами и стандартами функциональности, долговечности и красоты.

В России компания RMJM прошла аккредитацию и получила федеральную лицензию, необходимую для проектирования зданий высшего класса. RMJM занимается проектированием высотных зданий и комплексов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре, Владивостоке, Сочи...

- Прогресс региона, - говорит Владимир Квинт, - означает возникновение новых социальных и экономических условий, которые требуют перехода от традиционных, ориентированных на сырьевые ресурсы индустрий к инновационной высокотехнологичной экономике и экономике знаний, что, в свою очередь, вызывает необходимость в современной архитектуре и инфраструктурном планировании. Выдающиеся достижения и знание специфики регионов профессионалами РМДжМ закладывают фундамент для новых инвестиционных проектов, которые основаны на принципах экологической безопасности. Не секрет, что, проектируя новые здания, архитекторы могут способствовать переменам в научной сфере, упрощая процесс исследования, улучшать обслуживание пациентов больниц, условия окружающей среды и так далее.

- Владимир Львович, эти замечательные мысли были озвучены в правительстве края?

- Безусловно. Выстроились диалоги с заместителем губернатора, вице-премьером правительства края Андреем Гнездиловым, заместителем губернатора Николаем Глушковым, министром образования и науки Вячеславом Башевым, министром спорта, туризма и молодёжной политики Сергеем Гуровым, ректором Сибирского федерального университета академиком РАН Евгением Вагановым, директором института Экономики, управления и природопользования Евгенией Бухаровой. Время покажет, насколько мы смогли услышать друг друга. Полагаю, что одной из точек роста нашего сотрудничества смогло бы стать создание технопарка, способного стать лидером инновационного развития Сибири.

Проект технопарка «Енисей» уже был представлен широкой общественности в марте этого года в рамках Межрегиональной партийной конференции «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года». Компания RMJM, выполнившая проекты технопарков во многих странах (например в Южной Корее для компании LG ) , готова взяться за детальную проработку его архитектурно-планировочных решений.

- В столице края, - заметил мой собеседник, - нет пятизвёздочной гостиницы, нет международных гостиничных сетей! А возможности последних в продвижении региона в международном туризме нельзя недооценивать, - и Владимир Квинт привёл пример с БАМом. Вначале была проложена трасса, а потом на ней началось развитие грузопотока. И это не единственная из возможных точек роста.

- Много неиспользованных резервов, - подмечает Владимир Львович, - вижу в сфере энергетики. Зелёной энергетики. Любое сельскохозяйственное производство имеет отходы, в том числе и ценные. Биоэтанол можно, к примеру, преобразовать в киловатты. В лесном производстве отходы - в бутанол - он также пригоден для получения энергии.

В России сегодня разведанных и утверждённых запасов нефти на 24 года. Если нефть на 30 % в масштабе страны разбавить этанолом, то это увеличит энергетические экспортные ресурсы страны на 80 процентов. Однако, чтобы сегодня ввести этанольную добавку на АЗС, нужно изменить российское этанольное законодательство и ликвидировать акцизы на промышленный этанол.

В заключение хочется вспомнить выдержки из послания Федеральному Собранию президента РФ: «Благополучие России будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и практически мыслящих людей». Как вывод, надо создавать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных. Наши соотечественники - учёные, которые работают за границей, могли бы составить значительную часть экспертного сообщества и по выбору стратегии, и по осуществлению модернизации, и по развитию в регионах всё тех же производительных сил.

Некоторые даты из жизни и деятельности Владимира Квинта

1966 г. - окончил среднюю школу (г. Норильск).

1964-1972 гг. - слесарь, токарь, бетонщик, горный электрослесарь (г. Норильск).

1968-1973 гг. - член правления краевого Комитета защиты мира (г. Красноярск).

1972 г. - окончил горный факультет Красноярского института цветных металлов по специальности «Электрификация и автоматизация горных работ».

1975 г. - окончил аспирантуру Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, защитил диссертацию на соискание научной степени кандидата экономических наук по теме: «Организация и этапы управления техническим развитием производства (на примере автоматизации цветной металлургии)» (г. Москва).

1975-1976 гг. - начальник сектора организации управления Норильского горно-металлургического комбината (г. Норильск).

1977-1978 гг. - заместитель по экономическим вопросам генерального директора научно-производственного объединения «Сибцветметавтоматика» (г. Красноярск).

1978-1982 гг. - заведующий сектором региональных проблем научно-технического прогресса Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР (г. Красноярск).

1979-1983 гг. - начальник экономических экспедиций Сибирского отделения АН СССР.

1979 г. - начальник экономической экспедиции по Енисею и его притокам.

1980 г. - начальник экономической экспедиции по Северному морскому пути. По результатам экспедиции подготовлены материалы к программам «Арктика» и «Сибирь».

С 1993 г. по настоящее время - член Бреттон-Вудского комитета (The Bretton Woods Committee), осуществляющего мониторинг Мирового банка и Международного валютного фонда (г. Вашингтон, США).

С 1994 г. по настоящее время - включён в справочники «Кто есть кто в мире» (Who's Who in the World), «Кто есть кто в Америке» (Who's Who in America), «Кто есть кто в финансах и бизнесе» (Who's Who in Finance and Business), «Кто есть кто в науке и инженерии» (Who's Who in Science and Engineering), «Кто есть кто в американском образовании» (Who's Who in American Education), «Кто есть кто среди американских преподавателей» (Who's Who among America's Teachers).

2006 г. - избран иностранным членом Российской академии наук.

2006 г. - награждён орденом Дружбы (вручён Президентом России).

С 2006 г. по настоящее время - член Президиума Международной академии регионального развития и сотрудничества.