Экономику спасет наука

Экономику спасет наука

Прогнозы экономистов становятся особенно актуальными с началом календарного года. «Владею информацией, значит готов к любому повороту событий», – говорят бизнесмены, чиновники и фондовые игроки. Простым потребителям тоже небезразлично, что будет твориться с глобальной экономикой: бюджет многих бизнесов зависит от экономической политики правительства страны, от того, на что выделяются гранты и делаются ставки.

В этот раз в роли экономиста-предсказателя выступает ведущий ученый в области экономической стратегии, академик РАН, доктор наук и профессор ряда университетов мира Владимир Квинт.

В.Б. – Когда мы говорим о будущем экономики, глобальной или локальной, мы в первую очередь должны начать со стратегии. Каковы экономические планы мировых держав и их приоритеты?

В.К. – Пожалуй, главной страной с четко прописанной стратегией по-прежнему является Китай. Поднебесная должна сказать за это спасибо Дэн Сяопину, который еще в молодые годы понял, что экономическая система социализма не работает и нужны другие механизмы. Так, с 1976 года, когда Дэн Сяопин пришел к власти, Китай остается единственной в мире страной с долгосрочной стратегией развития – на сто лет. За эти годы Китай совершил колоссальную технологическую и социальную революцию.

Но при этом в стране более 700 миллионов человек находятся за чертой бедности. Я бывал там и видел всю нищету и бесправие. У многих нет паспорта, большинство людей живут вообще без каких-либо документов, не говоря о медицинских страховках и пенсиях. Простому человеку без специального разрешения запрещено даже входить в здание железнодорожного вокзала, его тут же арестуют… Все это похоже на настоящее рабство.

Кстати, Индия, которая по многим экономическим показателям опережала Китай, к середине 90-х постепенно отстала. Это связано с тем, что Индия взяла политическую систему демократического мира, а экономическую заимствовала у Советского Союза. Но индусы вовремя спохватились и начали развивать рыночные отношения. Индия вот-вот перегонит Китай по численности населения, уровень образования там выше. Сегодня Индия занимает первое место в мире по объему технологического аутсорсинга, следом идет Китай.

- Неужели аутсорсинг сбалансировал негативное влияние кризиса в этих двух странах?

- Да, и в первую очередь в Индии, а затем и в Китае. Они меньше всех пострадали от глобального кризиса. Более того, – Поднебесная за последние 20 лет стала одним из главных направлений сырьевого экспорта России, ряда стран Африки и Персидского залива. Полагаю, что после 2030 года Китай по валовым показателям догонит Америку, в первую очередь за счет переориентации своего производственного потенциала на громадный внутренний рынок.

- А какое еще государство в ближайшем будущем вырвется вперед?

- Научно-технологическая Южная Корея. Именно с ней и стоило бы плотно сотрудничать России и США. Ведь даже Америка по технологическим показателям отстает от Кореи на полтора десятилетия. Корея, как ни одна другая страна, сегодня делает ставку на суперсовременные технологии.

- Выходит, национальный успех зависит прежде всего от уровня технологического развития страны, от того, какое место занимает наука?

- Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, необходимы постоянные и объемные вливания в образование и науку. И это ни для кого не секрет! У России, скажем, был шанс, но она его, судя по всему, упустила. Поэтому радикальных структурных изменений в экономике этой страны пока не произойдет. У России нет никакой стратегии. Она по-прежнему будет оставаться мировым сырьевым придатком.

- А как же известный путинский план-2020?

- Концепция развития страны до 2020 года – набор добрых пожеланий, без всякой связи с ресурсами. Это далеко от настоящей экономической стратегии развития государства. Я знаком с ситуацией, и прорыва, тем более технологического, там не намечается. Денежные ресурсы распределяются неправильно. Люди без современного экономического образования, никогда не работавшие в развитых странах, учат экономике и строят ее.

Например, каждому региону было дано задание разработать стратегию развития. Я видел эти документы, читал их, и мне было стыдно! Все они сделаны по одной и той же стандартной схеме, неправильной и непродуктивной. В то время как губернаторам нужны грамотные стратеги, талантливую молодежь никуда не подпускают! Чиновники получили деньги, распилили бюджет, и на этом все кончилось.

- Какие реформы вы бы предложили, чтобы как-то исправить ситуацию?

- Необходимо как минимум в три раза увеличить инвестиции в образование, науку и в современные технологии. Нужно направлять за счет государственного бюджета молодых специалистов за рубеж, как когда-то делал Петр Первый. А когда они вернутся, создать им все условия, и страна через пять лет изменится. Вот увидите…

- Старых ученых вернуть не удастся?

- Вернуть тех, кто давно уехал, уже невозможно. Им нужно обеспечить зарплату как минимум 100 тыс. долларов в год, предоставить лабораторию и ресурсы. А ведь рядом будут те, кто не уезжал, начнется жесткая борьба. Профессор МГУ, самого престижного университета в России, который, кстати, сегодня не входит даже в 150 лучших университетов мира, по сути, нищий человек, с мизерной зарплатой в 23 тыс. рублей в месяц. В прежние времена давали квартиры, стипендии, были какие-то другие привилегии. Теперь же все урезают, за собственностью университета и российской Академии наук ведется охота.

- А как другие страны решают проблему «утечки умов»?

- Раньше США занимали первое место по привлечению лучших зарубежных ученых и специалистов. Сегодня расстановка сил существенно изменилась. Например, Корея и Тайвань создают десятки тысяч рабочих мест в лабораториях и на кафедрах, куда высокими зарплатами и множеством привилегий привлекают американских и европейских ученых, причем не только китайского и корейского происхождения. Вектор направления «утечки умов» изменился.

Многие страны отправляют своих студентов учиться за рубеж за государственный счет – пожалуй, этого не делает только Россия. Я преподавал в разных университетах США, и практически в каждой аудитории видел студентов, выигравших гранты китайского правительства, но никогда там не было ребят, делегированных из России. Русскоговорящие, конечно, есть. Но это или представители нашей диаспоры, или российские дети состоятельных родителей.

- Что касается современных нанотехнологий, кажется, в России давно поняли их значимость?

- Это верно – тот, кто упустит и эту отрасль науки, долго будет оставаться позади остальных держав. Но в России нанотехнологии доверили Чубайсу. И это, извините, смешно! Достаточно вспомнить, что он и пара его коллег сделали со страной во время шоковой терапии…Я не считаю правильным то, что в России приватизировали электроэнергетику, – уже сейчас это вызывает огромные трудности с поставками электроэнергии населению, рост цен на услуги данного сектора.

- В этом году Россия выйдет на мировой рынок со своими бондами. Чего следует ожидать?

- Россия после 12-летнего перерыва вновь предлагает западным инвесторам планы по размещению суверенных облигаций. Но корпоративный долг России за последние годы значительно вырос, практически в несколько раз: компании брали деньги за рубежом, поскольку отечественные кредиты были очень дороги. Мы видим, что экспорт и производство продолжают снижаться или растут всего на 1-1,5 процента, в то время как импорт стабильно и быстро увеличивается. Россияне боятся предоставлять иностранным предприятиям возможность спокойно работать в стране – там нет еще такой ментальности, как, скажем, в Бельгии, где 32 процента капиталов принадлежат иностранцам.

- Когда закончится кризис и какие страны выйдут из него быстрее, а какие будут в последних рядах?

- Кризис подходит к концу. В США ситуация уже стабилизируется, американская экономика показывает позитивный рост. Россия, думаю, оправится от нынешнего глобального кризиса к концу 2010-го – началу 2011 года. Как только кризис закончится, экономическая зависимость от государства заметно уменьшится.

- Есть ли какие-то общие задачи или проблемы у США и России в этом году?

- Главной и страшной проблемой и для России, и для США окажется Иран. Это заставит страны взаимодействовать. Произойдет обострение и вместе с тем оперативное разрешение этой проблемы, которая, безусловно, повлияет на весь мир, но особенно важной окажется для Израиля, поскольку это вопрос самого существования страны.

Беседовала Виктория БЕЛОВА

No comments: